Новости
28 мая 2025
Круглый стол РОИТ: роль Московского метро в годы войны
28 мая на площадке Российского университета транспорта прошло пятое заседание круглого стола Президиума Российского общества историков транспорта. Темой встречи стало «Метро Победы: 90 лет Московского метрополитена в истории Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.».
Открыли заседание ректор РУТ Александр Климов и исполнительный директор РОИТ Александр Горбунов.
В своём выступлении заведующий кафедрой «История» Алексей Федякин подчеркнул значимость Московского метрополитена как уникального инженерного и социального феномена, сыгравшего ключевую роль в жизни города и его жителей — в мирное и военное время.
«Московский метрополитен — это неотъемлемая часть столицы, основа её транспортной системы. Его линии надёжно соединяют центр с окраинами, обеспечивая быструю и безопасную доставку миллионов пассажиров. В годы войны метро стало не только транспортной артерией, но и надёжным укрытием для горожан, символом стойкости и сплочённости», — отметил профессор.
В заседании приняли участие депутат Московской городской Думы Сабина Цветкова, руководители федеральных агентств, представители ведущих научных организаций, музеев, образовательных учреждений и архивных служб. С докладами выступили эксперты в области истории транспорта, преподаватели и исследователи.
Участники обсудили вклад Московского метрополитена в обеспечение бесперебойной работы столицы в годы Великой Отечественной войны. Архивные материалы и исследования, представленные докладчиками, посвящены использованию станций и тоннелей как бомбоубежищ, роли женщин-машинистов и техническим особенностям строительства метро в условиях военного времени.
О важной миссии РУТ по подготовке кадров для метростроения напомнила доцент кафедры истории Анастасия Танцевова. В своем докладе она упомянула малоизвестные факты о создании в 1933 году факультета метростроения и работе кафедры «Тоннели и метрополитены», которую в 1934 году возглавил руководитель Метропроекта профессор Виктор Николаи. Вуз готовил специалистов по ключевым направлениям: гидроизоляция тоннелей, вентиляция, бетонные работы.
Среди выпускников Российского университета транспорта — выдающиеся инженеры, внёсшие значительный вклад в развитие метрополитена. Например, в 1946 году окончила вуз Татьяна Фёдорова, Герой социалистического труда и первая женщина, возглавившая строительство московского метро.
Проведение круглых столов РОИТ стало важной частью просветительской и научной деятельности, объединяя представителей академического сообщества, отрасли и общественных организаций для изучения истории транспорта России.